Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему иногда один бизнес очень сильно разрастается, разрастается так, что опережает существующие бизнес гиганты, как это было, например, с компанией Microsoft, когда она из маленькой никому не известной компании стала компанией империей, опередив всех конкурентов?
Найдя верный ответ на этот вопрос, мы автоматически ответим и на следующий вопрос: почему за одним предпринимателем идут люди, вначале немного, это может быть несколько человек, потом больше, их уже становится несколько десятков, сотен, тысяч… А другие, при потрясающих навыках, могут оказаться далеко позади и потерпеть крушение свого бизнеса?
Все дело в Миссии. Зачем нужна миссия компании? Для начала, давайте разберемся, что такое миссия. Если обратиться к Википедии, то мы увидим следующее:
Миссия (англ. Mission) — это основная цель организации, смысл ее существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.
«Миссия — смысл существования компании с позиции удовлетворения потребностей клиентов, реализации конкурентных преимуществ, мотивации сотрудников фирмы»
«Миссия и видение компании — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури).
«Миссия и видение компании — это философия и предназначение, смысл существования организации» (Виханский О. С.).{Лекция по Основам Менеджмента ВШБ}
Как сформулировать миссию компании? Вообще, Миссия — это очень модное сейчас понятие. Если раньше с ним были знакомы лишь те, кто обучался ни финансово-экономических факультетах, то сейчас его знают даже те, кто начинает вести бизнес наобум, без всякого образования и подготовки.
Особенно сейчас, когда нас окружает столько информации вокруг о том, как помочь нам обрести несместное богатство. И 6мы не раз уже нагревались на этом. Вернее, нагревались на нас, так что наш мозг уже фильтрует любую информацию, касающихся обогащения, считает ее неправдивой и недостоверной. Поэтому, чтобы хоть как-то приоткрыть этот занавес и достучаться до внимания людей, мы должны привлечь их с помощью миссии.
Зачастую, люди даже сами начинают притягиваться, когда чувствую родственную миссию. И ведь многие начинают это делать даже не из-за денег. Люди могут быть финансово обеспечены, и я скажу больше, такие люди как никто другой нуждается в обретении своей миссии, ведь все дела «надо» уже как бы и пропадают. Да, вначале обретя финансовую свободу, многие развлекаются, ездят по курортам, тратят неисчисляемое количество денег на такие игрушки, как машины, дома, рестораны, квартиры, одежду и прочее. Но со временем радость от этих развлечений меркнет, и вроде бы уже и мазерати та самая и даже в новой комплектации, а радость-то уже не та. И что делать? Начинается поиск чего-то более важного.
Вы думаете для чего в компаниях проводятся корпоративные вечеринки, и чем сильнее и богаче компания, тем больше сил и средств она уделяет на развитие и укрепление человеческих отношений в компании? Для чего тратятся бешеные деньги, чтобы создать один простой слоган, который отличит от конкурентов?
Правильно, для поднятия духа компании, обретения морального единства. Высшая точка, которая объединит все духовные точки компании — и будет Миссия. Вот зачем нужна миссия компании. Главное, чтобы ее понимали не только Вы.
Для примера, чтобы стало все таки яснее, для чего нужна миссия компании, приведу примеры миссий на знакомых примерах. Например, банки. Когда Вы открываете банк, понятно, что Вы хотите заработать, за счет разницы в получении кредита от Центрального Банка и кредита, выдаваемого рядовым гражданам и организациям (все остальные функции банка не являются центральным звеном системы, хотя тоже могут приносить нехилую прибыль, но тем не менее). Однако под какой миссией, под каким соусом Вы все это преподнесете? Вы можете сказать, что улучшаете условия жизни людей, делая их счастливее. И все Ваши действия направлены на это. Это и будет Миссия.
Или Вы открыли ресторан. Почему загибается компания Ясти? Потому, что у нее начисто отсутствует Миссия. Просто еда в лотках. А если бы они преподнесли себя с точки зрения Миссии, люди бы поняли их мотив, «познакомились» бы с этой компанией, появилось бы доверие, единомышленники. Нет души, поэтому нет поклонников и единомышленников. Просто «вкусная еда» тонет в колоссальной конкуренции. Причем знаете, в последнее время я стала замечать, что некоторые компании приплетают формулировки Миссии к компании совсем из другой оперы. К примеру, Вы продаете автомобили. Но заворачиваете это не в банальный комфорт передвижения и освобождения массы времени и сил для семьи и любимых, к примеру, а сообщаете, что дарите свободу и энергию, смелость быть неуловимым. Вот это да! Так что можете принять на заметку, как сформулировать миссию компании очень просто, если раздумываете о своем бизнесе.
Возможно, для некоторых даже чувствуется интуитивно, зачем нужна миссия компании: нельзя создавать просто сухую компанию, просто компанию для заработка денег. Она будет мертвая и очень быстро загнется. Ну, может не очень быстро, но загнется точно.
Компания должна быть объединена единым духом, единой энергией. Формулировка миссии компании — это будет та невидимая нить, которая делает ее крепче остальных компаний, которые просто «продают вкусные гамбургеры».
Однако и в этой песне о Миссии есть свои правила. Безусловно, у Вас должен быть потрясающий продукт!